О вызове налоговыми органами свидетелей при проведении налогового контроля и привлечении их к ответственности

Разъяснения органов власти

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 18 октября 2019 г. № 03-02-08/80594

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.

Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 31 и пункту 1 статьи 90 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 90 Кодекса.

Гарантии и компенсации работникам, привлекаемым к исполнению государственных и общественных обязанностей, регулируются статьей 170 Трудового кодекса Российской Федерации.

Кодексом не предусмотрен документ, представляемый работником, вызванным в налоговый орган в качестве свидетеля, работодателю по основному месту работы для целей сохранения заработной платы за время его отсутствия.

Полагаем, что уведомление о вызове в налоговый орган налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) и (или) копия протокола допроса свидетеля подтверждают проведение допроса соответствующего лица в налоговом органе.

Кодекс не регулирует порядок вызова физического лица для дачи показаний налоговому органу.

Согласно пункту 5.1 Письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837 налоговым органом рекомендовано осуществлять вызов свидетеля для дачи показаний повесткой.

В соответствии с пунктом 4 статьи 90 Кодекса показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа — и в других случаях.

Следует учитывать, что в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 03.02.2015 по делу № 309-КГ14-2191 указано, что то обстоятельство, что допрос свидетеля был произведен не в помещении, а на улице, с учетом положений статьи 90 Кодекса само по себе не свидетельствует о недопустимости данных показаний в качестве доказательства по делу, подлежащего оценке в совокупности с иными доказательствами по делу.

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, а также неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний влекут ответственность, предусмотренную статьей 128 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Кодекса порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном главами 14, 15 Кодекса.

Следует иметь в виду, что, разрешая споры по делам о привлечении лиц, вызываемых налоговыми органами в качестве свидетелей не по делу о налоговом правонарушении, к ответственности, предусмотренной статьей 128 Кодекса, суды признают несостоятельной позицию о том, что ответственность по статье 128 Кодекса может наступить лишь в рамках дела о налоговом правонарушении (апелляционные определения Свердловского областного суда от 06.07.2016 по делу № 33а-11638/2016, Московского областного суда от 12.10.2016 по делу № 33а-35659/2016 и суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.07.2013 по делу № 33-1352/2013).

Заместитель директора Департамента

В.В.САШИЧЕВ

Советы юриста - АНГАРД.РФ
Подписка
Подписаться на
guest
0 Комментарий
Просмотреть все комментарии
Авторизация
*
*
Генерация пароля
0
Поделитесь своим мнениемx
()
x