Обязанность по возмещению ущерба

Обязанность по возмещению ущербаЯ являюсь хозяином магазина автозапчастей. В нем один из посетителей уронил автомобильный диск со стеллажа, отчего тот упал, помялся и поцарапался. На требования продавца моего магазина возместить ущерб, он ответил отказом, мотивируя это тем, что диски на стеллаже были расставлены так, что даже при легком касании начинали качаться, он лишь нечаянно задел плечом стеллаж, покупать его не собирался и даже не держал диск в руках. Скажите, что мне делать в данном случае?

ОТВЕЧАЕТ ЮРИСКОНСУЛЬТ ОЛЬГА ЛАЗАРЕВА:

— Сейчас практически все магазины оборудованы видеокамерами. В первую очередь просмотрите видеозапись, чтобы убедиться достоверности или недостоверности слов посетителя.

Если его слова подтвердятся, т.е. диск он задел нечаянно и в его действиях не было явного намерения что-то купить (не смотрел товар, не держал в руках); а стеллаж действительно шатался, то возмещать ущерб он не обязан. Так как, если диск был задет посетителем не нарочно, то его вины в падении диска нет. В такой ситуации подлежит применению ст. 1083 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ), согласно которой, при грубой неосторожности потерпевшего (в нашем случае шаткое расположение товара на стеллаже) и отсутствии вины причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано. Кроме того, в соответствии со ст. 459 ГК РФ,если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю. Т.е. до заключения договора и передаче товара покупателю риск случайной гибели или случайного повреждения товара несет продавец.

Согласно п.6 Правил продажи отдельных видов товаров (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55), продавец должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с требованиями стандартов сохранение качества и безопасности товаров при их хранении и реализации в месте продажи. Шатание дисков на стеллаже при легком прикосновении, говорит о нарушении данного положения Вашим продавцом.

В этом случае возмещать ущерб, должен продавец, как лицо, несущее материальную ответственность. Согласно ст. 238 Трудового кодекса РФ, работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, по общему правилу, за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ).

Если же по видеозаписи будет видна виновность клиента магазина, то здесь подлежит применению ст. 1064 ГК РФ, согласно которой, вред, причиненный личности или имуществу гражданина или имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. И если посетитель откажется возместить причиненный ущерб, то дело придется решать через суд.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Задать вопрос юристу

Оставьте первый комментарий!

Подписаться на
avatar
wpDiscuz