Что такое профиль должности и как его разработать?

Кадровый учет

Профиль должности — это внутренний документ организации, содержащий требования к знаниям, умениям, профессиональным навыкам, личностным качествам работника, необходимым для выполнения должностных обязанностей. Для разработки профиля должности необходимо описать круг обязанностей работника, после чего сформулировать необходимые для этого требования к его компетенции.

Профиль должности не является аналогом должностной инструкции, так как основной смысл его составления заключается в анализе выполняемой по данной должности работы и определении тех качеств, которые позволят работнику выполнять ее наиболее эффективно.

Введение профилирования является необходимым этапом, в частности, для грейдирования должностей.

Разработка профиля должности

Порядок составления профиля должности не урегулирован нормативными правовыми актами, поэтому работодатель устанавливает его самостоятельно.

Разработкой профиля занимаются работники кадрового отдела, а проверкой и согласованием профиля должности — непосредственный руководитель работника, для которого он формируется.

Профиль должности должен состоять из блоков: общее описание должности, обязанности, профессиональные, управленческие и личностные компетенции.

Необходимо подробно описать функционал должности, что позволит четко и однозначно обозначить обязанности работника и его взаимодействие с коллегами в рамках существующих процессов. После на основании задач, выполняемых работником, формулируются профессиональные компетенции, которыми должен обладать работник: что он должен уметь и на каких знаниях и качествах должны базироваться эти умения.

Также целесообразно ввести шкалу оценки, определяющую уровень выраженности требуемых компетенций.

Пример. Профиль должности менеджера по продажам

Примерный образец заполнения профиля должности на основе Профессионального стандарта «Менеджер по продажам информационно-коммуникационных систем» (утв. Приказом Минтруда России от 05.10.2015 N 687н).

Профиль должности «менеджер по продажам
информационно-коммуникационных систем»

1

Наименование должности Менеджер по продажам
Ф.И.О. работника Иванов И.И.
Подразделение Отдел оптовых продаж
Руководитель Начальник отдела продаж
Подчиненные Помощник менеджера по продажам

Ассистент менеджера по продажам

Взаимодействие с другими подразделениями Отдел розничных продаж

Административный департамент

2

Основные должностные обязанности

Поиск потенциальных клиентов на покупку инфокоммуникационных систем и/или их составляющих
Подготовка коммерческих предложений, документации для продажи инфокоммуникационных систем и/или их составляющих, в том числе для торгов, проводящихся по различной форме, запросов предложений от клиентов
Установление и поддержание контактов с существующими клиентами для обсуждения их потребностей в инфокоммуникационных системах и/или их составляющих
Контроль комплектации инфокоммуникационных систем и/или их составляющих при продаже и документарное сопровождение

3

Требования Критерии оценки
Уровень образования Высшее образование — бакалавриат/специалитет

Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена

Опыт работы Не менее 6 месяцев работы в сфере продаж высокотехнологичной продукции при среднем профессиональном образовании
Знания Поисковые компьютерные программы

Правила работы в соответствующих компьютерных программах и базах данных, их назначение

Назначение и правила использования компьютерного и офисного оборудования

Инструкции по подготовке, обработке и хранению отчетных материалов

Модели продаж инфокоммуникационных систем и/или их составляющих

Основы менеджмента организации

Основные технические характеристики, преимущества и недостатки продукции мировых и российских производителей инфокоммуникационных систем и/или их составляющих

Основы психологии

Деловой этикет

Правила ведения деловой переписки

Правила ведения деловых переговоров

Умения Работать с базами данных клиентов / с системой управления взаимоотношениями с клиентами

Работать с большим объемом информации

Устанавливать и поддерживать долгосрочные взаимоотношения с клиентами

Вести деловые переговоры с потенциальными клиентами

Проводить презентации продаваемых инфокоммуникационных систем и/или их составляющих для потенциальных клиентов

Работать с компьютерным и офисным оборудованием

Профессиональные компетенции Умение планировать и организовывать работу (текущее и перспективное планирование)

Умение вести переговоры

Ориентация на клиента

Умение контролировать и выявлять проблемы

Управленческие компетенции Лидерство

Организаторские способности

Умение мотивировать работников

Умение отстаивать интересы коллектива

Личностные компетенции Коммуникабельность

Инициативность

Гибкость

Устойчивость к стрессу

Дисциплинированность

Ответственность

Обучаемость

Корпоративные компетенции Ориентация на результат

Умение работать в команде

Стремление к достижению амбициозных целей

Готовность принять требования организации и транслировать их подчиненным

Примечание. Степень владения:

  • Н — необходимые знания (оценка 4 — 5);
  • Р — рекомендуемые знания (оценка 3 — 4);
  • О — поверхностные (ознакомительные) знания (оценка 1 — 2).

М.В. Губернаторова
Министерство труда и социальной защиты
Российской Федерации

Советы юриста - АНГАРД.РФ

Оставить комментарий, отзыв, вопрос

avatar
  Подписка  
Подписаться на
Авторизация
*
*
Генерация пароля